Главный знак нашей веры: тайна и сила креста

У каждого из нас висит сейчас на шее крестик. Маленькое напоминание о безграничной любви и жертве Бога, принявшего казнь от рук своего творения. В чем сила этого простого символа? Какое значение имеют надписи на кресте? Почему мы крестимся так, а не иначе? Ответы — в отрывке из книги протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение».

Прообразы и история креста

Крест — свидетельство абсолютной и совершенной Божьей любви. Бог пришел в мир и умер за человека страшной и мучительной смертью. В Римской империи казнь через распятие на кресте была настолько ужасной, что применялась только к бунтовщикам и рабам. И ставший человеком Бог принял именно такую смерть. И теперь для нас Крест является уже не оружием смерти, но знаком победы Христа над смертью.

Ветхий Завет дает нам прообразы спасительного Креста Господня. Прежде всего они содержатся в книге Исход, повествующей о выходе из страны рабства и смерти. На всенощном бдении праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня звучат паремии — ветхозаветные чтения.

Книга Исход рассказывает, как однажды на пути из рабства в Землю Обетованную народ оказался у источника с горькой водой. Люди роптали: «Что же мы будем пить?» Тогда Моисей, по велению Божьему, вложил в воду дерево — и сладка стала вода. Для нас это чудо явилось прообразом Креста, уничтожающего горечь смерти.

Канон на утрене праздника говорит о переходе через Красное море: «Крест начертав Моисей впрямо жезлом Чермное пресече… написав непобедимое оружие» — то есть знаком креста Моисей разделил море так, что сквозь него прошел народ. Исход из египетского рабства был прообразом Пасхи — избавления от рабства греху и вечной погибели. 

На литургии в Неделю перед Воздвижением в евангельском чтении мы слышим загадочные слова Господа, сказанные Им о Себе: Как Моисей вознес змея в пустыни, так должен вознесен быть Сын Человеческий, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И опять это ссылка на событие, произошедшее во время странствований в пустыне. Как-то раз люди подверглись укусам ядовитых змей, и Моисей воздвиг, то есть поднял, на древке изображение змея: те, кто смотрел на него, исцелялись. Тогда исцеление получали взирающие на медного змея, не имеющего в себе яда, — теперь избавление от грехов получают обращающиеся к Тому, в Ком нет греха, — Христу Спасителю.

Прообразы Ветхого Завета нашли исполнение в Новом Завете. Через воплощение и крестную смерть Господь даровал нам спасение и открыл полноту богопознания. Сам Троичный Бог явил Себя в тайне Креста как Отец, посылающий в мир Сына, как восходящий на Крест Сын и как Дух Святой, оживотворивший снятое с Креста тело.

В 312 году император Константин перед битвой с превосходящим войском противника видел в небесах явление сияющего креста и слышал: «Сим победишь». Константин возложил надежду на крест, украсил им знамена и щиты воинов и так победил, став первым императором-христианином. А его мать, святая Елена, отправилась в Иерусалим, где обрела Крест, на котором страдал и умер Христос Бог. Обращение императора ко Христу имело огромное значение для истории мира. Мир, сотворенный Богом, изначально был добр, но через грех он стал таким, каков есть.

Тогда Сам Бог пришел в ушедший от Него мир. Когда Он родился человеком, для Него не нашлось иного места, кроме вертепа — пещеры для домашних животных. Когда же Он вышел на проповедь, то говорил о Себе: Сын Человеческий не имеет места, где преклонить голову, а в итоге мир греха определил Ему место на Кресте.

Но мир, грешный и несовершенный, изгнавший Бога на Голгофу, может измениться и преобразиться, прийти к Богу. И со времен Константина все люди ответственны за то, чтобы приводить мир к Богу. А начинается преображение мира с человека. Господь ждет обращения человека, и Он, невместимый в целом мире, может пребывать с нами, с каждым из нас: Вот стою у двери (имеется в виду, конечно, дверь сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему.

Символика Креста

Крест Христов выражает все учение о Боге, Его любви и нашем спасении. Крест бывает четырехконечным, шестиконечным, восьмиконечным — именно такой крест стал отличительным знаком Православной Церкви. Верхняя перекладина восьмиконечного креста обозначает прибитую дощечку, на которой на трех языках — еврейском, греческом и латыни — было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (иногда ее передают в сокращении ИНЦI). Нижняя перекладина, восходящая слева направо, означает подножие и символизирует переход от смерти к жизни.

На кресте может быть монограмма ІС ХС, слово НИКА — означающее победу Христа над смертью и миром греха, надписи: «Царь Славы» и «Сын Божий», утверждающие, что всегда, и в момент казни, Господь был Царем мироздания — истинным Богом.

Также на кресте может изображаться копье, ему сопутствует буква «к», и трость с губкой, ее сопровождает буква «т». Копьем воин пронзил тело Спасителя, чтобы удостовериться в Его смерти, а до этого один из солдат, услышав от Христа: «Жажду», поднес на копье губку к Его устам, — на Кресте Бессмертный и, следовательно, Бесстрастный, то есть не подверженный страданиям, Бог стал человеком и принял всю боль человеческих страданий.

Внизу горы Голгофы (ее обозначают буквами «ГГ») изображается пещера с черепом — голова Адама («ГА») и кости, знак смерти, — место погребения первого человека, оживотворить которого Своей Кровью, пролитой на Кресте, пришел Господь.

Также у подножия креста может быть сокращенное свидетельство о возвращении через крестную смерть возможности богообщения — четыре буквы «М.Л.Р. Б.» означают то, что место лобное стало («бысть») раем.

Если молясь перед иконой мы обращаемся к тому, кого она являет: Спасителю, Его Пречистой Матери, святым, то, предстоя Кресту, мы обращаемся к Его силе: «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждения» (стихира на стиховне). Сила Креста — это благодать и сила Господа, даровавшего нам Крест как действенное средство победы над грехом.

И раз крест — символ Христа Бога, раз знаку креста сопутствует особая сила, то, значит, возлагая на себя крестное знамение, человек вводит себя в общение со Христом.

В древности существовали различные виды крестного знамения (и сейчас иным образом совершают крестное знамение в Католической, Армянской, Сирийской Церквах, у старообрядцев).

Осеняя себя крестным знамением, мы обозначаем, что принадлежим Христу и искуплены для вечности Его Жертвой. Три сложенных пальца правой руки — большой, указательный и средний — являют число Троичного Бога, соединенные вместе безымянный и мизинец обозначают две природы в Господе Иисусе Христе — Божественную и человеческую. Таким образом, в том, как мы осеняем себя знаком креста, отобразились два самых главных догмата: о Троице и двух природах в Иисусе Христе. Движение руки с головы вниз соответствует схождению Бога на землю, освящению помыслов и всей жизни. Движение руки справа налево означает наше освящение правдой Божьей. Сохранившееся в некоторых древних Церквах возложение креста слева направо может символически прочитываться как движение ко Христу.

Прославлению Креста посвящаются среда и пятница, постные дни, ведь Крест связан с подвигом. Двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня основан на событиях обретения Креста в Иерусалиме в 326 году царицей Еленой. Праздник Происхождение Честных древ Честного и Животворящего Креста (14 августа) связан с обнесением Креста (крестным ходом) по Константинополю в связи с эпидемией болезни.

Также Кресту посвящена третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Особенностью этих дней является вынос креста. В конце утрени крест выносится из алтаря и полагается в центре храма на аналое для поклонения, которое сопровождается пением: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *